Содержание статьи (нажмите для быстрого перехода):
- Законодательная база
- Авария: порядок последующих действий
- Когда закон позволяет получить денежную компенсацию?
- Куда СК может выдать направление?
- Порядок и сроки проведения ремонта
- Что нужно знать о доплате?
- Ремонт гарантийных авто
- Заключение
В 2017 году в российском законодательстве появилось такое понятие, как натуральное возмещение по ОСАГО. Страховщики получили возможность не только выплачивать пострадавшим в аварии денежные компенсации, но и выдавать направление на ремонт. Чтобы после ДТП не возникло никаких недоразумений, владельцы транспортных средств должны знать, кто имеет право проводить ремонт автомобиля по ОСАГО, как происходит процедура и в каких случаях такое решение страховой компании будет неправомерным.
Законодательная база
Процедура проведения восстановительного ремонта строго регламентируется действующим законодательством. Страховщики руководствуются:
- Федеральным законом от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 40-ФЗ;
- Положением Банка России от 19.09.2014 года «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 431-П;
- Положением Банка России от 19.09.2014 года «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» №432-П.
Установленные в этих документах требования являются обязательными к исполнению для всех страховых компаний.
Авария: порядок последующих действий
Чтобы собственник машины получил направление на ремонт автомобиля по ОСАГО в 2019 году, он должен, прежде всего, после столкновения выполнить действия, предусмотренные пунктами 2.5, 2.6, 2.6.1 Правил дорожного движения.
К их соблюдению с особым вниманием, так как нарушение может привести к тому, что СК оставит заявление о наступлении страхового случая без рассмотрения. Происшествие можно оформить самостоятельно, без участия сотрудников ГИБДД, если его обстоятельства соответствуют перечисленным в статье 11.1 закона «Об ОСАГО». Если хоть одно условие не совпадает, придется вызывать инспекторов Госавтоинспекции.
Далее пострадавший в аварии автовладелец приступает к сбору документов. С перечнем бумаг, которые должны быть приложены к заявлению о наступлении страхового случая можно ознакомиться в Положении ЦБ РФ №431-П (пункты 3.10 и 4.13). Нельзя забывать о порядке обращения к страховщику и положенных сроках. Так, например, Европротокол и заявление о прямом возмещении подается в свою СК, в других случаях – страховщику виновника. Срок обращения не должен превышать 5 рабочих дней после случившегося. Страховая компания попросит предъявить автомобиль для осмотра. Это – обязательное условие, позволяющее определить степень повреждения машины. Работы проводятся оценщиками-техниками, сотрудничающими со страховщиком. Если результат проверки не устраивает собственника транспортного средства, то он может обратиться к специалисту «со стороны».
Страховая компания обязана принять решение в течение 20 дней с момента подачи заявления. Она может:
- перечислить денежную выплату;
- выдать направление на ремонт машины;
- отказать в возмещении ущерба.
Если автовладелец желает восстановить машину на СТО с которой у страховщика не заключен договор, этот срок может быть продлен до 30 дней. Транспортное средство передается на техстанцию, указанную в направлении. Ремонт авто не может длиться более 30 дней. Ответственность за нарушение сроков несет страховая компания.
Когда закон позволяет получить денежную компенсацию?
В большинстве случаев владельцам попавших в аварию авто выдают направление на ремонт. Но есть ситуации, когда страховщик не имеет право отказать в выплате страхового возмещения. Получить страховку по полису ОСАГО можно, если:
- авто нельзя восстановить;
- потерпевший погиб либо его здоровью был причинен средний или тяжкий вред;
- в аварии пострадал инвалид;
- выяснилось, что стоимость ремонтных работ превышает 400 тыс. рублей;
- между СК и страхователем есть договоренность о выплате денег, а не выдаче направления на СТО;
- страховщик не смог организовать проведение ремонта на станции, которую автовладелец указал при заключении договора;
- у страховой компании нет заключенных соглашений с автомастерскими.
Если законность отказа в выплате компенсации вызывает у автовладельца сомнения, рекомендуем н медлить, а обратиться за консультацией к адвокату.
Мы можем помочь!
Ниже часть выигранных дел с подтверждающими документами. Мы гарантированно поможем Вам в борьбе с нечестными страховщиками. Оплата только по факту и только при положительном исходе дела.
Куда СК может выдать направление?
Потерпевшему в аварии могут выдать направление на ремонт по ОСАГО в одну из станций техобслуживания, с которой у страховщика заключен соответствующий договор. Если СТО, соответствующих параметрам несколько, то компания может выбрать любую из них. Но из этого правила есть исключение. Автовладелец может сам выбрать техстанцию, если:
- при заключении договора «автогражданки» н указал определенную мастерскую;
- страховщик был в письменной форме уведомлен, что страхователь желает провести ремонт на СТО с которым у него нет соглашения и удовлетворил это ходатайство.
Особенно внимательным следует быть владельцам новых авто, на которые распространяется гарантия. Их ремонтировать можно только на сервисах официального дилера.
Порядок и сроки проведения ремонта
Закон не называет определенного порядка действий, которого должен придерживаться исполнитель при проведении ремонта. Алгоритм действий зависит от сложности и характера повреждений. На практике все происходит приблизительно так:
- собственник авто получает направление;
- машина доставляется на СТО (в зависимости от договоренности это может сделать ее владелец или страховщик);
- автомобиль вместе с направлением передается сотруднику техстанции;
- получив сообщение о готовности, владелец приезжает в мастерскую и осматривает ТС;
- если претензий нет, то подписывается акт приема-передачи.
Положением ЦБ РФ №431-П определено, что срок проведения ремонта автомобиля по ОСАГО в 2019 году устанавливается владельцем транспортного средства и сотрудниками техстанции. После согласования его вписывают в направление на ремонт. Закон ограничивает максимальный период выполнения работ. Они не могут длиться более 30 дней с момента передачи автомобиля.
Что нужно знать о доплате?
Некоторые автовладельцы сталкиваются с ситуацией, когда после передачи машины для восстановления на станцию техобслуживания поднимается вопрос о необходимости проведения доплаты. В соответствии с действующим законодательством оплачивать услуги автосервиса обязана страховая компания. После проведения восстановительных работ машина должна быть в таком состоянии, как до аварии. Страховщиком оплачиваются:
- использованные материалы и детали (при этом важно помнить, что установка бывших в употреблении запасных частей запрещена законом);
- услуги сотрудников мастерской.
Может возникнуть ситуация, когда стоимость восстановления автомобиля превысит 400 тысяч рублей. В таком случае СК обязана уведомить об этом автовладельца, и уточнить, согласен ли он внести доплату. Если нет, то ему перечисляются денежные средства.
Ремонт гарантийных авто
Собственникам новых автомобилей следует помнить, что производитель несет ответственность за брак или дефекты машины в течении трех лет или первых 100 тысяч км пробега. Если в этот период машина попадает в аварию и в посторонней мастерской будет производится замена каких-то ее деталей, то на них гарантия завода-изготовителя больше распространяться не будет.
Автомобили, с даты выпуска которых не прошло 2-х лет, должны обслуживаться исключительно на СТО официальных дилеров, имеющих право проводить гарантийный ремонт.
Заключение
Восстановление транспортных средств после аварии по ОСАГО – серьезная и ответственная процедура. Перед покупкой полиса автовладельцам следует внимательно изучать список СТО с которыми сотрудничает страховщик. Только убедившись в их компетенции можно смело покупать «автогражданку». В противном случае могут возникнуть сложности с ремонтом поврежденных в ДТП авто, которые в последствии приводят к судебным разбирательствам. Выбрать техстанцию для ремонта машины в случае аварии можно на стадии подписания соглашения.