Содержание статьи (нажмите для быстрого перехода):
- Юридическое и фактическое содержание направления на восстановительный ремонт
- Как получить направление на восстановительный ремонт
- Какие действия страховщика нежелательны при получении направления
- Сроки выдачи направления на ремонт, документы
- Что делать после получения направления на восстановительный ремонт
- Что делать, если автосервис требует доплату
С апреля 2017 года законодательство об ОСАГО изменилось. Если раньше страхователь мог самостоятельно выбирать ремонт или оплату, то с поправками в закон выбор остается за страховщиком. Восстановительный ремонт выгоден, если повреждения небольшие и потерпевший в ДТП согласен взаимодействовать с автосервисом-партнером и доплачивать, либо не против использования аналогов оригинальным или восстановленных запчастей. Но ФЗ об ОСАГО предусматривает запрет на использование б/у запчастей при отсутствии согласия автовладельца.
Если машина новая, а повреждения серьезные, то страховой организации выгодно заплатить. Расчеты производятся по каталогам запчастей РСА. Стоимость деталей в нем зависит от региона и часто занижена. Независимо от способа возмещения вреда – восстановительный ремонт или выплата, страховая компания и сервис-партнер должны уложиться в предусмотренные законом сроки и отремонтировать машину своевременно.
Юридическое и фактическое содержание направления на восстановительный ремонт
Такой документ представляет собой бланк, где указано, в каком СТОА будет ремонтироваться автомобиль. Обозначаются сроки выдачи документа, расчет ремонта и возможный размер доплаты. В направлении должны быть указаны конкретные сроки ремонта машины с учетом ее износа – для машин старше 5 лет он составляет 50%, на работы не насчитывается. Направление заменяет страховую выплату, позволяет восстановить машину, не обращаясь к сторонним посредникам. Но на практике возможны сложности с реализацией права на восстановительный ремонт. Они заключаются в том, что:
- Для получения документа понадобится обращаться в страховую компанию. Направление – документ, который подтверждает право на ремонт, но не предусматривает, что автосервис сразу примется за работу. Возможны многочисленные фактические затруднения.
- Страховая сама решает, в какой сервис направить машину. ФЗ об ОСАГО предусматривает право собственника машины выбрать сервис самостоятельно, но для этого нужно согласие страховой компании, давать которое они не заинтересованы.
- От направления автосервису нет выгоды. Часто страховая компания рассчитывает стоимость ремонта по заниженным расценкам, что невыгодно мастерам. Они либо тянут время согласования, направляют машину на дефектовку или отказываются чинить транспортное средство, ссылаясь на недостаточность средств.
Для автомобиля возрастом не старше двух лет ремонт должен выполняться у официального дилера. Если в регионе, где произошла авария, такого дилера нет, то владелец получает выплату или ремонтирует машину на стороннем СТО (с согласия страховой компании).
Как получить направление на восстановительный ремонт
Для этого необходимо:
- собрать документы и обратиться в страховую организацию. Нужно подробно зафиксировать факт ДТП. Если оно оформлялось без сотрудников ГИБДД, следует удостовериться в том, что схема аварии составлена верно, зафиксированы все ее нюансы;
- обратиться в страховую компанию в течение 5 рабочих дней с момента ДТП. Можно прийти в офис организации лично или направить уведомление на сайте организации. Способы извещения страховщика обычно указаны в договоре ОСАГО и правилах страхования, принятых в конкретной СК;
- ожидать решения страховой организации. Она решает, произвести выплату или выдать направление. Выбрать СТОА можно по договоренности со страховщиком.
- если разногласий с автосервисом нет, то мастера ремонтируют машину. У собственника транспортного средства есть выбор: забрать авто или оспорить качество ремонта, в том числе в течение гарантийного срока. СТОА может отказать в переделке, не признавая свою вину в допущенных ошибках при восстановительных технических манипуляциях. Тогда дело может затянуться, возможно, потребуется экспертиза и судебное разбирательство со страховой организацией.
Никто не может заставить собственника автомобиля заплатить за ремонт из своего кармана или согласиться на установку контрактных запчастей. Сделать это можно исключительно по договоренности со страховой организацией или автосервисом.
Какие действия страховщика нежелательны при получении направления
Не исключено, что при выдаче направления страховая компания, помимо заявления на возмещение, предложит подписать дополнительные документы. Делать это нежелательно, так как страховая компания старается заплатить как можно меньше и часто пытается любыми способами снизить стоимость и издержки восстановительного ремонта. Нужно подписать только заявление о возмещении вреда и извещение о ДТП.
Пользуясь неосведомленностью заявителя, страховщики могут навязывать ему на подпись дополнительные соглашения, которые предусматривают:
- согласие доплатить автосервису непосредственно на месте ремонта. При этом сумма доплаты может быть не указана в направления и озвучена устно в процессе приемки машины;
- отказ от ремонта машины в дилерском автосервисе, если такое право у страхователя есть в силу возраста машины. Страховая стремится снизить расходы и может настаивать на подписи соглашения о ремонте машины возрастом младше двух лет не в дилерском центре, что сказывается на качестве технических работ и запчастей;
- разрешение на использование запчастей, бывших в употреблении или восстановленных. ОСАГО предусматривает ремонт только новыми запчастями, даже если после их установки рыночная цена машины станет выше.
При наличии подозрений на злоупотребление страховой организацией своими правами и полномочиями, нужно не заполнять подозрительные поля в заявлении, не ставить подписи в сомнительных соглашениях. Сложности могут возникнуть непосредственно в автосервисе, так как ФЗ об ОСАГО с принятием изменений, Постановление Пленума ВС РФ от 26.12.2017 № 58 по-прежнему не регулируют досконально порядок взаимодействия страховщика с автосервисом на местах. Мастера могут не принимать автомобиль, отказываться его ремонтировать до тех пор, пока собственник ТС не доплатит.
Также возможны случаи, когда автосервис требует подписать документы непосредственно в СТОА. Не следует подписывать документ о цессии, так как он позволит автосервису требовать от СТО сумму, затраченную на ремонт. Одновременно сам ремонт может выполняться некачественно, использованными запчастями. Получив соглашение о цессии, автосервис может не позаботиться о покраске машины, сделать ремонт не полностью и занизить смету. Сам же страхователь лишится права предъявлять требования страховой и может получить неисправленный автомобиль. Чтобы не допускать подобное, нужно настаивать на том, чтобы автосервис принял машину без дополнительных условий и начал ремонт.
Не следует соглашаться на дополнительные доплаты. Документы, которые нужно обязательно подписать – заявление о возмещении и извещение о ДТП. В то же время страховая компания должна починить машину и устранить все повреждения, полученные от аварии.
Сроки выдачи направления на ремонт, документы
На основании п. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО срок составляет 20 дней с момента получения документов от страхователя. Время одинаковое – независимо от способа возмещения: деньгами или восстановительным ремонтом. Время отсчета – с момента предоставления полного перечня документов для восстановления авто. Исчисления производится в календарных днях, за исключением нерабочих и праздничных. Выходные, на которые приходятся дни официальных праздников РФ, не учитываются.
Для того чтобы начать ремонт машины, понадобятся документы:
- Заявление о возмещении последствий ДТП – подается в письменном или электронном виде.
- Извещение о ДТП, где указываются обстоятельства аварии, время и место происшествия, сведения о сторонах.
- Паспорт собственника автомобиля или человека, на которого оформлен полис ОСАГО.
- Документы на машину – ПТС, свидетельство о регистрации, диагностическая карта (при наличии), страховой полис.
- Документы из ГИБДД, органов следствия, суда – включая постановления, протоколы.
Сроки начинаются независимо от даты осмотра автомобиля или его независимой экспертизы. Даже при осмотре в предпоследний, девятнадцатый, день, срок не должен превышать 20 календарных дней. Административной ответственности для страховой компании за несоблюдение сроков не предусмотрено.
Но возможны гражданско-правовые последствия в виде неустойки в пользу страхователя. Она составляет 1% от суммы ущерба транспортному средству. Ущерб рассчитывается и в случае, когда машина направляется на восстановительный ремонт. Неустойку не предоставляют по умолчанию. Для ее получения понадобится оформить претензию. Страховая компания, вероятнее, ответит на нее отрицательным решением или проигнорирует. У заявителя есть возможность обратиться в суд и взыскать неустойку принудительно. Сама претензия составляется в свободной форме. Иск – по правилам ГПК или АПК РФ.
Мы можем помочь!
Ниже часть выигранных дел с подтверждающими документами. Мы гарантированно поможем Вам в борьбе с нечестными страховщиками. Оплата только по факту и только при положительном исходе дела.
Что делать после получения направления на восстановительный ремонт
Понадобится предоставить автомобиль непосредственно на станцию технического обслуживания, которая указана в направлении. По закону мастера должны принять машину в день обращения. На практике возможен устный отказ в принятии транспортного средства. Причины следующие:
- Специалисты станции техобслуживания посчитали, что стоимость ремонта недостаточна для полного восстановления машины. Необходимо дополнительное согласование со страховой компанией. В свою очередь специалисты СК могут тянуть с согласованием, проводить дополнительные осмотры транспортного средства и ограничиться повторной выдачей направления.
- Собственник машины упорно отказывается доплачивать. ТС принято, но ремонтные мероприятия по нему не проводятся из-за недостаточности денег. Мастера желают заработать дополнительно и могут потребовать оплату работы отдельно.
- Отказ от продления сроков ремонта. Он не должен составлять более 30 дней с момента приема автомобиля. Именно поэтому часто специалисты СТО не торопятся принимать транспортное средство. Техники автосервиса могут предложить подписать дополнительное соглашение о продление сроков, так как нужно ожидать запчасти, осмотреть автомобиль.
У владельца ТС есть право не подписывать документы и требовать ремонта машины в отведенный законом об ОСАГО 30-дневный срок, за исключением выходных и праздничных дней.
Что делать, если автосервис требует доплату
Запрета доплаты в ФЗ об ОСАГО и других законах нет. Но она не может формулироваться именно как требование и обязанность собственника автомобиля соглашаться на расходы из своего кармана. Специалисты сервисного центра вправе предложить доплатить за отдельные запчасти или ремонт – в пользу разумности и качества. Но при ее отсутствии машину все равно нужно отремонтировать с гарантией на все работы. Страховая компания не вправе требовать доплату. Отказ в ремонте по причине отсутствия доплаты незаконен. Но идти на конфликт с автосервисом не стоит, так как это, прежде всего, проблема страховой. Она должна оценить ущерб и восстановить машину.
Одновременно изменения в правоприменительную практику предусматривают возможность отказа страховой в ремонте по причине нехватки средств. Это возможно в случае, когда у СК нет сервиса партнера в месте восстановления транспортного средства.
Также сервис может настаивать на дополнительном осмотре, что необходимо для калькуляции скрытых повреждений. Такое возможно, когда страховая компания не включила в смету подобные повреждения. Не запрещено дать разрешение на такой осмотр, но не за счет продления сроков ремонта. Также можно отказаться составлять дополнительную смету. Задача собственника машины – предоставить машину и получить ее из СТО уже восстановленную.
Возражения СТО по поводу сложности ремонта, покупки запчастей можно не учитывать. Споры следует решать со страховой компанией. Двоякая правоприменительная практика существует по поводу спора относительно доставки машины. Закон об ОСАГО предусматривает, что если автомобиль не на ходу, то доставкой ТС до СТО и места осмотра должна заниматься страховая организация. Но на практике это не выполняется, и суды не учитывают расходы автовладельца на эвакуатор.
Следует руководствоваться принципом разумности. Если сумма доплаты небольшая и сроки приемлемые, то можно пойти на такие уступки. Но СТО склонны к злоупотреблению, так как ремонтируют сразу большое количество машин, и могут настаивать на продлении сроков на неопределенное время. На такое соглашаться не нужно.
Предусмотрена возможность взыскать стоимость доплаты за ремонт непосредственно с виновника ДТП, даже если у него есть действующий полис ОСАГО. Подобное предусмотрено позицией Верховного Суда РФ и Конституционного Суда. По Единой методике максимальная сумма выплаты, отведенная на ремонт, может быть ниже предусмотренного лимита в 400 тысяч рублей. Тогда доплату можно взыскать с виновника, что не исключает процессуальные и фактические сложности. У виновника может не быть денег на погашения долга по исполнительным листам. Необходимо учитывать конкретную ситуацию.
Так, если СТО отказывается принимать машину, идет на конфликт, так как на практике иногда они «слабо» связаны со страховой компанией и навязывают отдельно свои условия ремонта. Для фиксации факта отказа можно вызвать полицию, которая вероятно откажет в возбуждении уголовного дела, но в своем постановлении зафиксирует обстоятельства спорной ситуации.
Тем самым собственник получит доказательства, что была попытка сдать транспортное средство в ремонт. Это нужно для того, чтобы взыскать со страховой компании неустойку за несвоевременный ремонт машины. Она составляет 0.5% от стоимости ремонта за каждый день просрочки, и ее размер не может превышать сумму возмещения по ОСАГО. Сумма неустойки может быть снижена судом на основании статей 333 и 999 ГК РФ – из-за несоразмерности неустойки последствиям правонарушения или подозрения на необоснованного обогащение взыскателя.
Споры со страховой организацией желательно начинать решать в претензионном порядке. В нем можно сформулировать требование о ремонте машины в сроки, предусмотренные законом, и согласно смете. Если досудебная попытка урегулирования спора оказалась безуспешной, то необходимо подготовить исковое заявление и обращаться с иском о защите прав потребителей – требования, которые можно предъявить в рамках правоотношений со страховой компанией. При обращении с претензией или в суд желательна постоянная поддержка юриста.