Содержание статьи (нажмите для быстрого перехода):
- Авария на работе: кто будет возмещать убытки
- Авария в нерабочее время
- Несколько слов о регрессных требованиях
- Служебное расследование: что надо знать о процедуре
- Заключение
Ежедневно на российские дороги выезжают не только участники дорожного движения на собственном транспорте, но и те, чья профессиональная деятельность связана с перевозкой грузов или людей. При попадании в аварию множество вопросов возникает и у работодателя, и у работника. Кто будет нести ответственность за случившееся? Какие обстоятельства играют роль при определении виновника? Давайте рассмотрим эту непростую ситуацию более детально.
Авария на работе: кто будет возмещать убытки
Пунктом 1 статьи 1068 ГК РФ предусмотрено, что работодатель должен возместить убытки, причиненные его подчиненным в случае, если столкновение произошло при исполнении последним служебных обязанностей.
В качестве сотрудника предприятия или организации признается лицо, работающее по:
- контракту (трудовому соглашению);
- гражданско-правовому договору.
В любом случае обязательным условием является выполнении действий по заданию работодателя (юридического лица или индивидуального предпринимателя) и под его контролем за соблюдением норм безопасности.
Начнем разговор с классической ситуации. Автомобиль под управлением наемного водителя попал в происшествие на дороге в рабочий день и время. Техника застрахована по ОСАГО (КАСКО). На сегодняшний день лимит выплаты по «автогражданке» таков:
- 500 тысяч рублей – возмещение ущерба, нанесенного здоровью (жизни) человека;
- 400 тысяч рублей – убытки, причиненные имуществу.
Статья 1072 Гражданского кодекса говорит о том, что если в результате столкновения был причинен вред, объем которого превышает указанные суммы, недостающие средства доплачивает собственник авто. В данной ситуации у работодателя есть несколько вариантов решения проблемы:
- внести доплату и выдвинуть регрессные требования к сотруднику;
- оплатить недостающие средства и не требовать их с сотрудника.
Значительно усложняет ситуацию вина водителя, использовавшего незастрахованное авто. Как мы ранее говорили, возмещать убытки придется владельцу машины. Если в процессе расследования происшествия удастся доказать, что действия находившегося за рулем лица стали причиной аварии, работодатель получит право взыскать с него затраченные средства. На практике такие дела не часто доходят до судебных разбирательств. Обычно руководство предприятия оплачивает восстановление авто (лечение), а затем частями взыскивают средства с зарплаты сотрудника.
Что касается попавшей в происшествие на дороге при исполнении служебных обязанностей невиновной стороны, то взыскать с сотрудника ущерб, полученный в результате столкновения, работодатель не сможет.
Авария в нерабочее время
Некоторые работодатели разрешают своим сотрудникам использовать транспортное средство после завершения рабочего дня. Но наличие разрешения не спасет попавшего в ДТП водителя от материальных проблем. Предприятие вынуждено возместить убытки пострадавшей стороне. Затем оно может воспользоваться правом и взыскать в судебном порядке с сотрудника:
- затраченные на ремонт (восстановление здоровья) средства;
- материальный ущерб.
Использование авто – это часть рабочего процесса, а в соответствии с действующим законодательством РФ его вынужденный простой расценивают как утраченную прибыль. Максимальный размер компенсации не может превышать 2/3 ставки сотрудника. Не всегда руководство предприятия принимает решение о взыскании материального ущерба. Обычно такие меры принимаются против лиц, регулярно нарушающих трудовую дисциплину.
Мы можем помочь!
Ниже часть выигранных дел с подтверждающими документами. Мы гарантированно поможем Вам в борьбе с нечестными страховщиками. Оплата только по факту и только при положительном исходе дела.
Несколько слов о регрессных требованиях
В соответствии со статьей 1081 ГК РФ руководство (владелец) предприятия может выставить регресс к сотруднику, чьи действия приведи к столкновению. В таком порядке он имеет право взыскать средства, затраченные на возмещение убытков пострадавшему. Имеются в виду прямые действительные убытки (статья 238 ТК РФ). Под ними подразумевают уменьшение или ухудшение состояния имущества предприятия (ИП), требующее определенных затрат, связанных с его восстановлением или выплат, необходимых для компенсации причиненного 3-м лицам вреда.
Аварии соответствуют перечисленным критериям, поэтому руководства предприятия есть право подать регресс. Взыскание обычно осуществляется в пределах ежемесячной заработной платы сотрудника. За исключением случаев, требующих полного возмещения. Это возможно в следующих ситуациях:
- совершено действие, в результате которого работник был привлечен к административной (уголовной) ответственности;
- при выполнении служебных обязанностей был нанесен вред работодателю.
Если постановление о привлечении к административной (уголовной) ответственности отсутствует, с сотрудника можно взыскать средства только в пределах его ежемесячной зарплаты. Это предусмотрено статье 241 ТК РФ.
Служебное расследование: что надо знать о процедуре
Федеральный закон от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ требует обязательного проведения служебного расследования в случае, если водитель на автомобиле предприятия стал участником ДТП. Это предусмотрено статьей 20 вышеназванного акта.
В ходе его проведения специально созданная комиссия под руководством директора или его заместителя выясняет причины, обстоятельства и последствия происшествия, устанавливает виновных лиц (кроме водителя это может быть и автомеханики, ответственные за состояние служебного транспорта), проводит анализ деятельности компании с целью определения имеющихся недочетов. Такая проверка может длиться не более 7 дней.
Заключение
Аварии с участием служебного транспорта – не редкость. Особенно часто они случаются в Москве и других мегаполисах, где ежедневно на дороги выезжают тысячи авто. Поэтому и водителям, и их работодателям необходимо знать свои права и обязанности. Узнать детальную информацию по данному вопросу можно воспользовавшись консультацией автоюриста.