Содержание статьи (нажмите для быстрого перехода):
- Наиболее распространённые причины, по которым каршеринговые компании обращаются в суд
- Что делать, если каршеринговая компания предъявила требования об оплате штрафа
- Подготовка письменной претензии к каршеринговой компании или ответа на нее
- Подготовка искового заявления к каршеринговой компании
- Нюансы судебного разбирательства по спорам с каршерингом
Каршеринг представляет собой договор аренды транспортного средства на определённый срок: минуты, часы и другой период, согласованный с арендодателем. В российской правовой системе такие отношения относительно новые и не регулируются специальным законодательством.
Собственник транспортного средства оформляет аренду как сделку присоединения, по которой арендодатель соглашается на условия каршеринговой компании. Договор оформляется в дистанционной форме через приложение на мобильном устройстве. Граждане, у которых нет специальных юридических познаний, могут невнимательно читать условия аренды автомобиля, не обращать внимания на штрафные санкции.
Последствиями этого могут быть финансовые потери от штрафов и неустоек, которые предъявляет каршеринговая компания к пользователю легкового транспорта. Судебная практика свидетельствует о том, что каршеринговые компании часто обращаются в суд за взысканием штрафов, если нет возможности списать деньги с банковского счета. Если денег на карте не хватает, то каршеринговая компания начинает начислять неустойку. Тем самым увеличивается долг перед арендодателем, который обращается в суд и к коллекторам.
Наиболее распространённые причины, по которым каршеринговые компании обращаются в суд
Все нарушения, за которые каршеринговая компания может начислить штраф и далее обратиться в суд, указаны в договоре. Они следующие:
- ДТП, которое случилось по вине арендодателя (пользователя) автомобиля, в том числе, когда пользователь передал управление транспортным средством третьему лицу, который находится в состоянии алкогольного опьянения;
- передача управления транспортным средством другому человеку, родственнику другу, даже если это было нужно из-за крайней необходимости;
- порча имущества каршеринга: знака аварийной остановки, салона, навигационного оборудования;
- опасное вождение, дрифт, нарушение правил дорожного движения;
- парковка автомобиля в неположенном месте для каршеринга – на закрытых автостоянках, возле аэропортов, железнодорожных вокзалов, на местах, не предусмотренных для арендованных автомобилей;
- нарушение условий пользования автомобилем: перевозка габаритных грузов, других пассажиров, животных;
- курение в салоне, употребление алкоголя, совершение хулиганских действий, оставление мусора;
- повреждение автомобиля, которые возникли после использования транспортного средства арендодателем.
В вышеперечисленных случаях каршеринговая компания вправе наложить штраф и, по условиям договора, списать его с банковской карты пользователя аккаунта. Также собственник автомобиля может предъявить требования, если профиль использовался по подложным документам. Ответственность может понести владелец аккаунта, которого взломали или когда он сам передал свой профиль третьим лицам, в том числе продал, что запрещено условиями договора каршеринга.
Конфликтная ситуация может возникнуть и в том случае, когда водитель забыл завершить сессию или выехал вне зоны охвата действия условий аренды – за пределы области или города. Маршрут передвижения отслеживается навигатором.
Проблема может возникнуть, если водителя обвиняют в дрифте – превышении количества угла заносов за определенное время. Законодательство не регулирует такое нарушение, как и нет правового определения маневра «дрифт», но каршеринговые компании предусматривают финансовую ответственность за такой маневр, считая его опасным вождением. Если штраф пришел за дрифт, то можно его оспорить, обосновав в суде необходимость вывода автомобиля из неконтролируемого заноса. В качестве аргумента могут быть плохие погодные условия, техническое состояние транспортного средства.
Что делать, если каршеринговая компания предъявила требования об оплате штрафа
Претензия от оператора каршеринга может поступить заказным письмом, через приложение, установленное на мобильном устройстве пользователя. Штраф может исчисляться десятками и даже сотнями тысяч рублей. Если такое произошло, то необходимо:
- Установить обстоятельства спорной ситуации, понять, за что оператор требует заплатить штраф. Нужно удостовериться, что каршеринг действительно понес убытки – ему был причинен ущерб, он упустил выгоду в виде прибыли, например, за время, когда было необходимо чинить машину.
- Подготовить письменную претензию, обосновать возражения на требования арендодателя. По договору присоединения каршеринг вправе списать деньги в безакцептном порядке, причем, любую сумму, если лимиты определены соглашением сторон. Если деньги с карты сняты, то досудебная претензия также необходима. Большинство споров можно решить, не доводя дело до судебного разбирательства. Оператор может снизить сумму штрафа, неустойки или полностью отменить его и вернуть деньги на карту пользователя, если удостоверится, что нарушений не было. Если каршеринг прислал письменную претензию, то необходимо ее не игнорировать, а предоставить письменные возражения, с аргументированием правовой позиции арендатора авто.
- Когда договориться с каршеринговым оператором не удается, то придется подавать исковое заявление в суд. У «Делимобиля», «Яндекс Драйв» и других операторов работают штатные юристы, которые занимаются взысканием денег с пользователей. Если иск поступил, то дело будет доведено до логического конца. Игнорировать требования не следует, так как разбирательство может быть проведено в заочном порядке и придется платить долг по исполнительному листу. Необходимо подготовить письменные возражения, предоставить их своевременно в суд.
Необходимо участвовать в судебных разбирательствах, представлять письменные доказательства либо заявлять ходатайство об истребовании таковых, когда каршеринговая компания обвиняет водителя прокатного автомобиля в повреждениях транспортного средства. Можно просмотреть записи с камер видеонаблюдения. Сделать это желательно еще на стадии досудебного урегулирования спора. Но если самостоятельно такие сведения получить не удастся, то понадобится обратиться в суд с ходатайством об истребовании доказательств. Судья может ознакомиться с содержанием записи и вынести решение в пользу водителя, если в ДТП не будет установлена его вина. В иске следует отрицать причастность к аварии и причинении ущерба прокатному автомобилю.
Подготовка письменной претензии к каршеринговой компании или ответа на нее
Законодательство не устанавливает обязательного шаблона претензии. Ее можно подготовить в свободной форме. В документе следует указать:
- Наименование сторон, сведения о месте их регистрации.
- Обстоятельства спорной ситуации, их трактовку, сведения, которыми можно опровергнуть претензии каршеринговой компании или наоборот – подтвердить доводы заявителя.
- Требования (отказ в удовлетворении требований), сформулированные каждой стороной друг к другу.
- Реквизиты, если пользователь требует вернуть списанные с карты деньги.
Претензия подписывается заявителем. В ней указывается дата. Документ нужно направлять заказным письмом с уведомлением о вручении. Квитанцию с почтовым номером следует сохранять, чтобы отслеживать движение корреспонденции.
Можно вручить документы лично в офисе каршеринговой компании. Следует убедиться, что ее принимает уполномоченный специалист. Тогда претензию нужно составлять в двух экземплярах. Один передается представителю прокатной организации, другой, заверенный подписью и печатью адресата, остается у заявителя.
Срок ответа на претензию должен составлять не меньше десяти рабочих дней, но, по желанию заявителя, может быть увеличен. Если реакции на требования об отмене штрафа или возмещении ущерба не последовало, то придется обращаться в суд.
Мы можем помочь!
Ниже часть выигранных дел с подтверждающими документами. Мы гарантированно поможем Вам в борьбе с нечестными страховщиками. Оплата только по факту и только при положительном исходе дела.
Подготовка искового заявления к каршеринговой компании
В договоре присоединения может быть указано условие о договорной подсудности, что нарушает права потребителя. Иск можно подавать по месту постоянной регистрации (прописки) пользователя аккаунта. Исковое заявление регулируется нормами ст. 131-135 ГПК РФ.
В иске обозначаются:
- Наименование суда, сведения об истце и ответчике.
- Данные о третьих лицах, когда их участие необходимо.
- Цена иска, обстоятельства спорной ситуации.
- Приложения – документы, к исковому заявлению.
Исковое заявление датируется и подписывается заявителем. Один экземпляр документов должен быть направлен ответчику еще до подачи заявления в суд. Почтовый документ прикладывается к заявлению.
Если у одной из сторон есть усиленная квалифицированная электронная цифровая подпись, то он может подать документы через ГАС «Правосудие». Для этого может не понадобиться посещать канцелярию суда. Список документов к иску зависит от нюансов спорной ситуации.
В качестве доказательств каршеринговая компания часто прикладывает к иску экземпляр договора присоединения, записи с навигационного оборудования, документы из ГИБДД. В суде могут быть исследованы записи из салона автомобиля, если оператор каршеринга пытается доказать вину водителя, что на момент аренды автомобилем управлял другой человек, не имея на это прав, без водительского удостоверения или в состоянии опьянения. Обязательны квитанции об оплате госпошлины, почтовый документ. Если иск подается по Закону о защите прав потребителей, то госпошлина истцом – физическим лицом не оплачивается, если цена иска не больше 1 миллиона рублей.
Необходимо посещать судебные заседания. Также можно оформить доверенность на юриста, тогда представительство будет осуществляться в рамках правовой помощи. Наличие квалифицированного представителя не лишает права личного присутствия на судебном заседании.
Обычно заявитель обращается в суд, если каршеринг списал деньги с карты или когда досудебный порядок не принес ожидаемых результатов. Срок разбирательства может занять несколько месяцев.
Нюансы судебного разбирательства по спорам с каршерингом
Претензии каршеринговой компании могут быть обоснованными. Пользователи нередко нарушают правила дорожного движения и парковки прокатного транспортного средства. Могут быть ситуации, когда у водителя нет прав на вождение авто или когда он пускает за руль арендованной машины постороннего человека.
До подачи искового заявления каршеринговая организация предъявляет требования к водителю в досудебном порядке или списывает штраф с привязанной к профилю карты и тогда уже владелец банковского счета, не согласный со штрафом обращается в суд. Исковое заявление может подаваться в рамках защиты прав потребителей. Тогда, помимо суммы ущерба, можно взыскать деньги за причиненный моральный вред и штраф в размере 50% от присужденной суммы. Основные нормы, на которые ссылаются стороны – это пункты договора краткосрочной аренды автомобиля. В нем прописаны пределы ответственности сторон и размеры штрафов.
Также при решении спора применяются нормы статей 15, 421, 1064 ГК РФ, процессуального законодательства и закон о защите прав потребителей. Сумму неустойки можно снизить на основании ст. 333 ГК РФ.
Если с банковской карты списаны деньги в качестве штрафа, то пользователь каршеринга вправе подать иск по неосновательному обогащению и требовать проценты по ст. 395 ГК РФ.
Для того чтобы минимизировать риск конфликтных ситуаций с каршерингом, необходимо:
- Внимательно читать условия договора до его оформления в качестве дистанционной сделки, ознакомиться с разделом ответственности сторон, в том числе суммами штрафов за нарушения пользователем условий оферты.
- Бережно относиться к арендованному автомобилю, не превышать скорость, не пускать за руль посторонних лиц, не отключать навигационное оборудование.
- Соблюдать правила парковки, оставлять каршеринговый автомобиль на предусмотренных стоянках.
- Не привязывать к аккаунту карту с большой суммой денег. Для использования услуг каршеринга лучше завести отдельную карту и класть на нее деньги по мере необходимости оплаты краткосрочной аренды.
- Не забрасывать аккаунт в мобильном приложении каршеринга. Он может быть взломан, а отвечать придется пользователю, на который оформлен счет. Лучше удалить профиль, если в нем нет необходимости.
- Фотографировать автомобиль до и после поездки. Если до поездки выявлены повреждения транспортного средства, то об этом нужно немедленно уведомить каршеринговую компанию, а поездку следует не начинать, чтобы позже арендодатель не обвинил пользователя в ущербе.
- Снимать поездку на штатное устройство в авто и на свое устройств (по возможности). Это может помочь, если каршеринговый автомобиль попадет в ДТП.
- Выбирать тариф с расширенной страховкой, что поможет возместить ущерб при виновности пользователя каршеринга.
Но никакие меры предосторожности полностью не гарантируют защиту от претензий и иска со стороны каршеринговой компании. Если спор неизбежен, то следует принять меры для досудебного урегулирования и позже начинать судебное разбирательство. По возможности следует обратиться за помощью к юристу, который выяснит нюансы ситуации, подготовит процессуальные документы, защитит доверителя от необоснованных требований и расходов.