Содержание статьи (нажмите для быстрого перехода):
- Первичное исследование авто после аварии
- Независимая экспертиза: когда нужно обращаться к стороннему специалисту?
- Требования к эксперту-технику
- Оценка повреждений: процедура и необходимые документы
- Содержание отчета независимого эксперта и сроки выполнения оценки
- Заключение
Доброго времени суток уважаемые читатели и гости нашего сайта! Сегодня мы поговорим о такой важной процедуре, как проведение экспертизы после ДТП. Исследование автомобиля – важный и ответственный момент, так как именно от него зависит, получит ли собственник машины страховку, и хватит ли средств на проведение восстановительного ремонта. Также мы сегодня обсудим вопрос о том, кто проводит первичную оценку и в каких случаях может понадобиться независимая экспертиза транспортного средства.
Первичное исследование авто после аварии
Право выбора экспертной организации или специалиста для проведения исследования пострадавшей в аварии машины оставляет за собой страховая компания. Процедуру проводят техники оценщики, с которыми у страховщика заключены соответствующие договоры. Это предусмотрено Федеральным законом от 25.04.2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» №40-ФЗ.
Основная цель экспертизы – оценка причиненного в следствии дорожно-транспортного происшествия ущерба, а также степени повреждения авто после ДТП. Процедура включает в себя определение:
- стоимости транспортного средства до столкновения;
- утери товарной стоимости;
- видов и стоимости работ и запчастей, которые понадобятся для восстановления машины.
В своей работе эксперты опираются на Методику РСА и другие нормативы, установленные законодательными актами. Вот основные из них:
- Федеральный закон от 25.04.2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» №40-ФЗ.
- Положение Банка России от 19.09.2014 года «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» № 432-П.
- Положение Банка России от 10.09.2014 года «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» № 433-П.
- Приказ Минтранса РФ от 22.09.2016 года «Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования» №277.
Нередко сотрудничающие со страховыми компаниями экспертные организации «не замечают» скрытые повреждения, тем самым снижая сумму компенсационной выплаты (средств, необходимых для проведения восстановительного ремонта). В таком случае на помощь автовладельцам приходят независимые эксперты, об особенностях работы которых мы поговорим далее.
Независимая экспертиза: когда нужно обращаться к стороннему специалисту?
Независимая экспертиза после ДТП – процедура, которая проводится по инициативе собственника транспортного средства. Ее целью является проверка объективности оценки, проведенной сотрудничающими со страховщиком специалистами. К сожалению, в большинстве случаев их результаты «оставляют желать лучшего».
Услуги независимого техника-оценщика оплачивает заказчик (в нашем случае это владелец авто). В этом качестве могут выступать:
- граждане;
- юридические лица.
Причины обращения к независимым экспертам могут быть разными. Обычно это:
- Заниженный размер страхового возмещения. В некоторых случаях страховщики предлагают настолько мизерную компенсацию, что ее не хватает для восстановления автомобиля. Проведя независимое исследование владелец машины получит на руки документы, позволяющие требовать доплаты.
- Подготовка судебного иска. При возникновении спора со страховой компанией по поводу отказа в возмещении ущерба или занижения суммы выплаты собственник авто должен подтвердить обоснованность своих требований. В этом качестве может выступать заключение стороннего специалиста. Автоюристы рекомендуют подавать иск в том случае, если результаты оценки отличаются на 10 и более процентов.
- Спор со страховщиком. Несогласие с действиями (бездействием) СК можно выразить не только при подаче судебного иска. Мы неоднократно рассказывали о том, что конфликтные ситуации можно разрешить путем подачи жалобы в РСА, Центробанк России или другие контролирующие организации.
- Несогласие виновной стороны с предъявленными ей требованиями. Лицо, чьи действия стали причиной дорожно-транспортного происшествия, могут не согласиться с поданным страховой компанией регрессом или исками о доплате от пострадавшего водителя. Проведение сторонней организацией исследование авто поможет восстановить справедливость.
Многие автовладельцы не хотят обращаться к независимым экспертам, объясняя свое решение тем, что им придется оплачивать услуги «со своего кармана». Не стоит этого опасаться! Опытный автоюрист поможет собрать необходимую доказательную базу и добиться не только полной выплаты, но и компенсации расходов.
Требования к эксперту-технику
Проведение независимой экспертизы автомобиля после аварии нельзя доверить простой СТО. Их заключение не будет иметь юридической силы и его нельзя использовать в качестве доказательства. Наличие соответствующего образования (профиль – оценка по расследованию ДТП), сертификата и аттестации для специалиста такого уровня является обязательным условием. Кроме этого эксперт должен быть участником СРО и входить в реестр Министерства юстиции Российской Федерации.
Тем, кто спрашивает у нас о том, как выбрать подходящего оценщика, мы всегда рекомендуем обратить внимание на:
- наличие отзывов и рекомендаций клиентов;
- рейтинг специалиста (компании) среди конкурентов;
- опыт работы на рынке.
Внимание! Лицензия и другие разрешительные документы могут быть просрочены. Перед заключением договора их нужно обязательно изучить.
Обычно подбор оценщика автовладельцы доверяют адвокату, оказывающему им помощь в решении спорной ситуации.
Мы можем помочь!
Ниже часть выигранных дел с подтверждающими документами. Мы гарантированно поможем Вам в борьбе с нечестными страховщиками. Оплата только по факту и только при положительном исходе дела.
Оценка повреждений: процедура и необходимые документы
Итак, подходим к самому важному вопросу – процедуре проведения оценки. Прежде чем приступить к выполнению поставленных задач, эксперт дает клиенту все необходимые разъяснения. В обязательном порядке уточняется место проведения исследования. Если автомобиль не способен передвигаться своим ходом, специалист выезжает к месту его хранения.
Для заключения договора собственник машины должен предоставить пакет бумаг. Перечень невелик и прост. Он состоит из:
- гражданского паспорта или другого удостоверения личности;
- протокола с места аварии и других документов, имеющих отношение к происшествию;
- свидетельства о регистрации и паспорта транспортного средства;
- фото и видео материалов с места происшествия;
- показаний свидетелей (если таковые фиксировались).
Сама процедура осмотра не занимает много времени. Техник-оценщик выполняет такие действия:
- Осмотр машины. При выполнении этого этапа специалист сравнивает номера агрегатов и узлов авто, проверяет комплектацию, выявляет и фиксирует образовавшиеся в результате ДТП дефекты.
- Составление акта осмотра. В документе перечисляются все обнаруженные повреждения. Его подписывает заказчик, исполнитель и все присутствующие при процедуре.
- Формирование выводов и составление заключения. В документе перечисляются виды ремонтных работ, необходимых для восстановления транспортного средства, а также перечень и стоимость запасных частей и услуг с учетом особенностей региона.
- Выполнение расчетов.
При проведении расчетов используются Методика РСА, нормы оценки ФСО-1, 2 и 3. Эксперты действуют в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в РФ» №135-ФЗ.
Содержание отчета независимого эксперта и сроки выполнения оценки
После выполнения работ и получения ответов на поставленные вопросы независимый эксперт составляет отчет. Этот документ содержит такую информацию:
- перечень задач, которые ставились перед специалистом;
- общая стоимость полученного ущерба;
- список документов, которые оценщик использовал при проведении исследования;
- характер и степень причиненных повреждений (с обоснованием);
- цена услуг эксперта.
Что касается времени выполнения, то оно устанавливаются договором. Техник-оценщик изучает перечень поставленных перед ним задач и определяет, за какой период он сумеет с ними справиться. В среднем на проведение независимой экспертизы уходит 10 дней.
Стоимость услуг экспертной организации (специалиста) в разных регионах может отличаться. На ее размер влияет также уровень квалификации оценщика, степень повреждения машины, сложность и количество поставленных вопросов, на которые надо дать ответ.
Заключение
Экспертиза автомобиля после ДТП – процедура, без которой не обойтись участникам столкновения, желающим получить компенсацию. Только профессиональный оценщик может определить, насколько сильно пострадало транспортное средство, и что необходимо предпринять для его восстановления. Надеемся, что наша статья поможет разобраться в данных вопросах и не растеряться в том случае, если по результатам предоставленной страховщиком оценке Вам предложат слишком низкую сумму компенсации.