Как проходит независимая оценка ущерба после ДТП

🔔 Автоюрист сэкономит ваши деньги. ⭐⭐⭐⭐⭐ 100% гарантия, оплата по факту. ☎ тел: +7 495 290-92-46.

фото автокэспертизы

Содержание статьи (нажмите для быстрого перехода):

    1. Что надо знать о первичном исследовании
    2. Независимая экспертиза: основные цели и законодательная база
    3. Что надо знать о видах экспертиз
    4. Независимая оценка: «за» и «против»
    5. Как проводится независимая оценка повреждений авто
    6. Содержание заключения специалиста
    7. Заключение

Ежедневно на отечественных дорогах происходит сотни дорожно-транспортных происшествий разной сложности. Транспортные средства получают повреждения, устранение которых в некоторых случаях требует значительных затрат. Кто заплатит за ремонт? Как убедиться в том, что нанятые страховой компанией эксперты обнаружили все дефекты и правильно оценили затраты, необходимые для их устранения?  Эти вопросы часто нам задают читатели, поэтому предлагаю обсудить, как проводят независимую оценку ущерба после ДТП и кто имеет право выполнять процедуру.

Что надо знать о первичном исследовании

Чтобы разобраться в особенностях проведения независимой экспертизы, давайте сначала разберемся в том, как проводится первичное исследование пострадавшего в аварии автомобиля. На самом деле все начинается еще на месте ДТП. Инспектор ГИБДД осматривает автомобили и фиксирует обстоятельства и последствия столкновения. Естественно, сотрудник Госавтоинспекции может увидеть только внешние дефекты, но очень важно, чтобы он их все детально описал в Протоколе. От этого во многом зависит результат экспертизы.  

В соответствии с нормами Федерального закона от 25.04.2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» №40-ФЗ первичное исследование пострадавшей в аварии машины проводит техник-оценщик, сотрудничающий со страховой компанией.

Это может быть отдельный специалист (ИП) или экспертная организация. Перед ними ставится главная задача – определение степени повреждения авто и количества средств, необходимых для его восстановления. Он выясняет:

  • стоимость машины до дорожно-транспортного происшествия;
  • утерю товарной стоимости авто;
  • износ запчастей, узлов и агрегатов, подлежащих замене;
  • виды и стоимость работ и услуг, которые понадобятся для восстановления машины.

Что объединяет понятие «причиненный автомобилю ущерб»? Расходы для устранения дефектов можно условно рассчитать по формуле:

Ущерб = 1+2+3+4+5, где:

1 – стоимость услуг автомехаников и покраски;

2 – цена запчастей;

3 – стоимость краски и других расходных материалов;

4 – износ;

5 – УТС.

Мы рекомендуем своим клиентам дублировать действия сотрудников Госавтоинспекции и самостоятельно провести фото и видеосъемку места происшествия. Также нужно запечатлеть:

  • отпавшие части;
  • осколки;
  • вмятины и другие заметные повреждения;
  • следы шин;
  • иные объекты, позволяющие определить обстоятельства аварии и сложность ситуации.

 Кроме этого следует активно сотрудничать с оформляющим происшествие инспектором. Это поможет избежать искажения фактов. Правильно оформленный протокол является своеобразной гарантией того, что страховая компания оценит сложность ситуации и в полной мере возместит причиненные убытки.

Чтобы определить степень повреждения машины страховщики заказывают автотехническую экспертизу. В соответствии с Положением Центробанка РФ от 19.09.2014 года «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» №431-П для ее проведения водитель должен предоставить:

  • гражданский паспорт;
  • нотариально удостоверенную доверенность (если интересы автовладельца представляет адвокат);
  • Извещение о ДТП (если дорожно-транспортное происшествие оформлялось без участия сотрудников Госавтоинспекции);
  • согласие органов опеки и попечительства (нужно в том случае, если пострадавший не достиг 18-летнего возраста, и выплату будет получать его представитель);
  • протокол, оформленный на месте происшествия инспектором ГИБДД (если участники аварии вызывали представителей Госавтоинспекции);
  • постановление по делу об административном правонарушении (если оно не возбуждалось, то соответствующее определение с отказом);
  • имеющиеся фото и видеозаписи;
  • другие материалы, имеющие отношение к делу.

Процедура проведения осмотра регламентируется вышеназванным Положением Банка России.

фото независимой автоэкспертизы

Независимая экспертиза: основные цели и законодательная база

Независимую оценку ущерба после ДТП обычно заказывают в том случае, если собственник машины не согласен с результатами исследования, проведенного специалистами, сотрудничающими со страховой компанией. Эксперт «со стороны» более беспристрастен, так как не заинтересован в получении того или иного результата. Во время осмотра такой специалист замечает все, даже самые незначительные дефекты. Если выяснится, что они появились после столкновения, то заказчик может быть уверен в том, что информация о таких повреждениях будет отображена в отчете.

Перед независимым экспертом ставятся определенные задачи. Он должен:

  • убедиться, что при первичном исследовании были выявлены не все повреждения;
  • определить реальный размер причиненных убытков;
  • найти и оценить скрытые повреждения автомобиля.

Инициатором проведения сторонней оценки в большинстве случае является автовладелец. Страховая компания может обратиться к такому специалисту только в случае возникновения спора с собственником машины, если разногласия касаются суммы компенсации.

Независимая экспертиза автомобиля – процедура, которая строго регламентируется действующим законодательством. В своей работе оценщик опирается на нормы:

  • Федерального закона от 25.04.2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» №40-ФЗ;
  • Федерального закона от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в РФ» №135-ФЗ.
  • Положения Центробанка РФ от 19.09.2014 года «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» № 432-П;
  • Положения Банка Российской Федерации от 10.09.2014 года «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» № 433-П;
  • Приказа Министерства транспорта РФ от 22.09.2016 года «Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования» №277.

Существуют также нормы оценки ФСО 1,2 и 3, Методика РСА, которые являются обязательными к применению.

Что надо знать о видах экспертиз

В зависимости от поставленных перед техником-оценщиком задач он может проводить комплексные исследования или отдельный вид экспертизы. Их существует три:

  • трасологическая,
  • автотехническая,
  • товароведческая.

При выполнении исследований первого типа эксперт изучает следы учувствовавших в столкновении автомобилей на месте аварии. Определяется траектория движения машины перед происшествием и после него, механизм самой аварии. Этот вид исследований проводят в случае, если надо определить субъективные предпосылки и объективные причины столкновения.

Автотехническая экспертиза автомобиля после ДТП проводится для того, чтобы узнать причины дорожно-транспортного происшествия. Оценщик:

  • выясняет, группирует и анализирует факторы, способствовавшие столкновению;
  • отбирает обстоятельства, которые могли стать причиной ДТП, и проводит их детальный анализ;
  • оценивает правильность действий участников аварии (определяет возможность предотвращения столкновения);
  • выявляет технические причины дорожно-транспортного происшествия.

При проведении товароведческой экспертизы после ДТП устанавливается реальная сумма, необходимая для восстановления автомобиля. Специалист также определяет стоимость годных остатков (если при первичном исследовании была установлена полная гибель машины), УТС, износ узлов и агрегатов. Ее обычно заказывают в таких случаях:

  1. По мнению пострадавшего участника аварии денежных средств, которые планирует выплатить страховая компания, недостаточно для того, чтобы отремонтировать машину.
  2. Виновник дорожно-транспортного происшествия не согласен с размером требований, выдвинутых пострадавшей стороной.
  3. У виновного участника ДТП нет полиса ОСАГО (он просроченный, фальшивый или не действительный в период, когда случилась авария).
  4. Столкновение произошло в результате природных катаклизмов или действий третьих лиц.

Ознакомившись с заданными эксперту вопросами, он определяет, какие именно исследования ему нужно провести.

Мы можем помочь!

Ниже часть выигранных дел с подтверждающими документами. Мы гарантированно поможем Вам в борьбе с нечестными страховщиками. Оплата только по факту и только при положительном исходе дела.

ОАО
Росгосстрах

Выплата страховщика

66 100

Взыскано в суде

99 710

Исполнительный лист

СПАО
Ингострах

Выплата страховщика

133 100

Взыскано в суде

587 421

Исполнительный лист

СК Опора
СК Ангара

Выплата страховщика

26900

Взыскано в суде

72919

Исполнительный лист

СПАО
РЕСО-Гарантия

Выплата страховщика

272 000

Взыскано в суде

319 500

Исполнительный лист

Независимая оценка: «за» и «против»

Независимая оценка ущерба автомобиля – процедура, имеющая свои преимущества и недостатки. Воспользовавшись услугами специалиста «со стороны» автовладелец получает:

  • «прозрачный» результат (эксперт не «закрывает глаза» на мелкие или скрытые повреждения, помогая тем самым страховщику снизить размер компенсации);
  • защиту своих прав и интересов (автовладелец вынужден документально подтверждать свои требования при обращении к уполномоченному по ОСАГО или в суд);
  • компенсацию, позволяющую полностью восстановить поврежденный автомобиль;
  • доказательства (при возникновении спорных ситуаций).

Обращение к независимому эксперту нередко дает возможность устранить возникшие разногласия в досудебном порядке.  Если договориться не удалось, то имея на руках заключение стороннего оценщика можно добиться не только выплаты компенсации, но и взыскания неустойки и штрафа со страховой компании.

Единственным недостатком независимой экспертизы является необходимость оплачивать услуги специалиста «из своего кармана». Но и его можно легко устранить, потребовав от ответчика возмещения понесенных расходов.

Как проводится независимая оценка повреждений авто

После дорожно-транспортного происшествия пострадавший участник обращается в страховую компанию с заявлением о возмещении ущерба. Страховщик изучает полученные документы и назначает дату, время и место проведения оценки автомобиля. Если полученные результаты собственника машины не устраивают, он имеет право обратиться к специалистам «со стороны». Это может быть экспертная организация или техник-оценщик, работающий самостоятельно (ИП).

При выборе специалиста следует проверить наличие у него соответствующего высшего образования и лицензии. Эксперт должен регулярно проходить аттестацию, быть участником СРО. Минюст РФ ведет реестр лиц, занимающихся данным видом деятельности, поэтому надо проверить, внесены ли в него данные выбранного специалиста. Только после этого можно заключать официальный договор и оплачивать услуги.

Далее стороны согласовывают место, дату и время проведения процедуры. Об этом нужно обязательно уведомить виновника столкновения и страховщика. Делается это при помощи телеграмм. Их отправляют за 3 дня до назначенной даты, если получатель находится в том же регионе или за 5 суток, если в другом.

В назначенный день в присутствии заказчика и приглашенных сторон (их явка не обязательна) проводятся исследования. Эксперт осматривает автомобиль, проводит фотосъемку транспортного средства, видимых дефектов, номера кузова, VIN-кода, спидометра. Далее оформляются акт, фототаблица и другие документы.

На следующем этапе оценщик занимается выявлением скрытых повреждений. Процедура обычно проводится в специализированном автосервисе, поэтому у него есть возможность использовать любые вспомогательные средства – оборудование, программное обеспечение.

После выявления и фиксации видимых и невидимых дефектов делаются расчеты. Для оценки причиненного ущерба и дачи ответов на поставленные вопросы техник-оценщик использует методики, о которых мы говорили выше.

Завершив работу, специалист составляет акт осмотра. Документ должен подписать заказчик и присутствующие лица.

Далее делается расчет стоимости устранения полученных дефектов и формируется отчет. Заказчик и исполнитель подписывают акт приема-передачи заключения.

фото независимого автоэксперта

Содержание заключения специалиста

В отчете должна быть отображена строго определенная информация. Ознакомиться с ее перечнем можно в Положении Центробанка России №433-П. Документ требует указания:

  • названия и юридического адреса организации (фамилии, имени и отчества специалиста);
  • даты и номера отчета;
  • данных заказчика;
  • описания исследуемого объекта (перечня, если их несколько);
  • полной информации о транспортном средстве;
  • даты повреждения автомобиля или аварии;
  • информации о полисах ОСАГО участников столкновения и продавших их СК;
  • списка используемых методик, рекомендаций, нормативных актов, программного обеспечения;
  • описания проводимых исследований;
  • выводов и ответов на вопросы заказчика.

Кроме текстовой части и расчетов отчет содержит таблицы, формулы и методики.

Заключение

Независимая оценка ущерба после дорожно-транспортного происшествия – процедура, позволяющая выяснить реальную степень повреждения автомобиля. Она не занимает много времени и дает правдивый результат. Каждому автовладельцу нужно знать, как проходит исследование. Это позволит контролировать деятельность специалиста и не «выбросить деньги на ветер». Если после прочтения статьи у Вас остались вопросы, воспользуйтесь «Горячей линией» нашей компании. Автоюристы в любое время дадут на них ответы и разъяснят сложные моменты. Надеемся, что предоставленная информация оказалась для Вас полезной.

Метки:

Оценка качества информации
Рейтинг 0/5 - 0 оценок