Содержание статьи (нажмите для быстрого перехода):
Закон об ОСАГО и ГК РФ не допускают произвольный отказ страховой компании и СТО в ремонте автомобиля. Не имеет значения возраст транспортного средства. Страховщик согласно договору должен либо произвести ремонт машины или предоставить возмещение в рамках Единой методики.
Порядок действий автовладельца
Произвольный отказ в ремонте недопустим. СТО не вправе самостоятельно организовывать сроки восстановления машины. Согласно п. 15.2 ст. 12 Закона об ОСАГО ремонт должен быть произведен в течение 30 дней с момента предоставления машины в СТО.
Отказ в ремонте может быть законным на следующих основаниях, указанных в п. 16 ст. 12 ФЗ 40:
- Если стоимость ремонта превышает предел, рассчитанный страховой компании согласно единой методике.
- Если у страховой компании отсутствует договор с СТО, куда обратился собственник автомобиля, предоставив направление. У каждой страховой организации есть перечень автосервисов, которые сотрудничают со страховщиками, производят закупку запчастей в пределах суммы ремонта, работают по заявкам. При отсутствии СТО собственник машины вправе подписать со страховой компанией соглашение и направить машину в сервис, позже предоставив оттуда документы о ремонте.
- Если сервисный центр не укладывается в установленные сроки, а собственник машины отказывается подписать соглашение об их продлении.
В остальных случаях ремонт должен быть обязателен. Заставить владельца машины заплатить за него СТО и страховая организация не вправе. Но если доплату невозможно согласовать, то страховая насчитает стоимость ремонта по единой методике и предоставит выплату. На практике она может быть значительно занижена, так как ущерб рассчитывается с учетом износа автомобиля, несмотря на Постановление Пленума № 58 от 26.12.2017 г., которое предписывает считать стоимость ремонта без учета износа отдельных запчастей. Запрещено использование подержанных деталей. Все запчасти должны быть новыми, даже если их установка приведет к увеличению стоимости машины.
Что делать владельцу автомобиля, если СТО отказывается ремонтировать машину
Можно поступить следующим образом:
- Подписать со страховой соглашение об увеличении стоимости ремонта, доплатить недостающую сумму, а переплату за ремонт взыскать с виновника ДТП, так как подобное правило согласно ст. 1064, 1072 ГК РФ предусмотрено. Полис ОСАГО не подменяет обязательство вследствие причинения вреда. Владелец автомобиля вправе потребовать деньги с виновника аварии в претензионном или судебном порядке.
- Отказаться доплачивать и потребовать ремонт в пределах установленной стоимости. Если СТО упорно не принимает машину в ремонт, то следует обращаться с претензией в страховую организацию. В случае, когда она игнорирует требования собственника, то можно подавать исковое заявление (после получения ответа на претензию), включив в него требования о защите прав потребителей. Согласование с СТО сроков ремонта – обязанность страховой, сервис не вправе действовать по своему усмотрению.
- Получить денежную выплату и восстанавливать автомобиль за счет собственных средств. Позже требования можно предъявить страховой организации, если собственник докажет, что расчет стоимости произведен неверно, или к виновнику ДТП.
- Оформить претензию и потребовать пересчитать стоимость ремонта, с учетом утраты товарной стоимости машины – если транспортное средство новое (не менее трех лет).
Что делать, если сервис отказал в ремонте по полису ОСАГО – нужно выяснить причину у страховой и, желательно, получиться отказ в письменной форме.
Если у потерпевшего в ДТП есть направление на ремонт, то произвольный отказ невозможен. При наличии такого следует обращаться к страховщику, одновременно можно направить жалобу в РСА. Страховая компания может мотивировать отказ и тем, что машина новая и ее ремонт необходим у официального дилера, а его представительство отсутствует в регионе (городе). Тогда сумма ремонта должна быть подсчитана достоверно.
Если страховая не желает ремонтировать машину, то это означает, что стоимость запчастей предельная и не соответствует реальным параметрам, указанным в каталогах РСА. Несмотря на наличие направления от страховой организации станция технического обслуживания также может не принимать автомобиль на ремонт. Причина – недостаточность сроков, так как за каждый день просрочки придется платить неустойку. Также СТО может не принимать машину из-за превышения фактических затрат на ремонт суммы, выплаченной страховой компанией. Отказ в письменной форме многие станции предоставлять не хотят, направляя за документами в страховую организацию, что незаконно.
Мы можем помочь!
Ниже часть выигранных дел с подтверждающими документами. Мы гарантированно поможем Вам в борьбе с нечестными страховщиками. Оплата только по факту и только при положительном исходе дела.
Проведение независимой автотехнической экспертизы
Если стороны не могут согласовать размер выплаты и сумму ремонтных работ, то страховая организация должна провести независимую экспертизу, а собственник машины – предоставить ТС для осмотра. До этого проведение независимой экспертизы автомобилистом нежелательно, так как ее результаты могут быть не учтены судом. Результаты экспертизы должны быть оформлены в виде отчета, копия которого предоставляется собственнику по его заявлению. Если стоимость ремонт не устраивает автовладельца, то он вправе провести свою экспертизу. Ее результаты могут быть предоставлены в ходе судебного разбирательства.
Оформление искового заявления
В суде можно потребовать произвести ремонт в пределах согласованной суммы или пересмотреть сумму страхового возмещения. Исковое заявление составляется по правилам ГПК РФ – ст. 131-135. В иске указываются сведения о судебном инстанции, информация об истце и ответчике, данные о третьих лицах. Иск можно подать и на виновника ДТП, потребовать его вернуть сумму, которую потерпевший в аварии доплатил за ремонт. Нужно подробно указать события спорной ситуации, обстоятельства, которые стали причиной, по мнению страховой и СТО, для отказа в ремонте или возмещении. По отдельному ходатайству можно затребовать материалы страхового дела, с приведением всех необходимых расчетов по определению стоимости ремонта. В суд также нужно предоставить результаты независимой экспертизы.
В просительной части иска можно потребовать:
- Отремонтировать автомобиль в пределах стоимости, установленной страховой организацией.
- Добиться денежного возмещения от страховой компании, а также от лица, которое причинило ущерб транспортному средству.
- Получить неустойку по закону о защите прав потребителей, которая составляет 3% от суммы не исполненного обязательства за каждый день просрочки.
- Добиться компенсации морального вреда.
Чтобы узнать, что делать, если сервис отказывает в ремонте по ОСАГО, нужно разобраться с причинами отказа. Предоставить автомобиль на ремонт следует своевременно.
К разбирательству также могут быть привлечены сотрудники сервисного центра Москвы или других городов. На суде следует ссылаться на все возможные доказательства, которые есть у сторон. Если результаты независимой экспертизы подтверждают реальный ущерб автомобилю, то суд с большой долей вероятностью встанет на сторону владельца машины. Одновременно можно оспорить стоимость уже выполненного ремонта, если он не соответствует смете или недостатки машины выявлены в пределах гарантийных сроков. До судебного разбирательства понадобится заручиться поддержкой юриста.