Содержание статьи (нажмите для быстрого перехода):
- Что делать, если автосервис повредил машину
- Подача искового заявления за возмещение ущерба транспортному средству
- Нужна ли экспертиза для КАСКО
Если машину повредили в техническом сервисе, то потребуется доказать, что недостатки кузова или скрытые дефекты причинены сотрудниками автомастерской. При этом не всегда полис КАСКО гарантирует полное и справедливое страховое возмещение. Правилами добровольного страхования автомобиля могут предусматриваться случаи, когда выплаты предоставляются в случае доказанности повреждений. Если страховщик посчитает, что поломка кузова, запчастей произошла из-за того, что машина не ремонтировалась в официальном техническом центре или хранилась на неохраняемой парковке, то в выплате может быть отказано. Для восстановления нарушенного права понадобится обращаться с претензией или в суд.
Что делать, если автосервис повредил машину
Чтобы не стать заложником такой ситуации, следует заблаговременно, в присутствии автомеханика и менеджера, осмотреть машину. Понадобится составить подробный акт о повреждениях – обычно крестиками на схеме авто указываются сломанные кузовные элементы, внутренние технические поломки, которые мастер будет устранять.
После сдачи машины по заказу-наряду вся ответственность за сохранность транспортного средства и его правильный ремонт возлагается на сотрудников сервиса.
Если технический центр добросовестный и ценит свою репутацию, то при наличии повреждений, которые причинены сотрудниками, владелец авто будет оповещен об этом по телефону. Тогда сервис компенсирует ущерб за свой счет.
Но чаще сервис отказывается признавать свою вину, ссылаясь на то, что недостатки ЛКП, технических элементов автомобиля присутствовали и ранее. Тогда понадобится:
- Определиться с нормативно-правовой базой, с опорой, на которую можно призвать сервис к ответственности. Обратить внимание следует на договор возмездного оказания услуг, сделку бытового подряда (ст. 702-729, 779-782, 730-739). Также к отношениям между автосервисом и заказчикам применимы положения ст. 1064 ГК РФ. Вред, который причинен имуществу собственника, должен быть возмещен в полном объеме. К отношениям между заказчиком и исполнителями ремонта машины применяются положения закона о защите прав потребителя – ст. 14, 29. Вред должен быть возмещен вследствие неправильного и неполного выполнения работы. Исполнитель должен устранить недостатки работы в разумный срок либо компенсировать заказчику ремонта затраты, потраченные на самостоятельный ремонт машины. Также если исполнитель отказывается чинить машину, компенсировать ущерб за повреждения, то можно расторгнуть договор между сторонами и потребовать уплаченную сумму, а также компенсировать затраты на самостоятельный ремонт повреждений, причиненных в автосервисе.
- Дополнительно учитывать Правила ремонта и обслуживания автомототранспортных средств (Постановление Правительства РФ от 11.04.2001 № 290). Так, исполнитель услуги ремонта автомобиля должен предупредить владельца авто об утрате транспортного средства или его отдельных элементов в течение трех дней. Ремонтная мастерская должна восстановить машину или компенсировать стоимость утраченной машины, деталей в двукратном размере. На практике мастера любыми способами будет перекладывать вину на владельца. Чтобы не допустить злоупотреблений, нужно перед сдачей машины сервис подробно осмотреть машину, подписать приемопередаточный акт, получить его экземпляр на руки. Мастера могут ссылаться на наличие скрытых дефектов, которые не были известны на момент сдачи машины в ремонт. Однако согласно ЗОЗПП владелец машины не должен знать о таких недостатках, особенно когда заказана услуга диагностики ТС и собственник не разбирается в машинах.
- Зафиксировать повреждения – для этого нужно сфотографировать машину в сервисе, сделать видеозапись повреждений, желательно в присутствии менеджера и автомехаников. Если мастера идут на контакт, то можно составить акт о повреждениях, зафиксировать их в письменном виде. При наличии затяжной и опасной конфликтной ситуации следует вызывать полицию и на месте добиться составления протокола о происшествии.
- Оформление претензии, в которой следует подробно указать характер повреждений, наличие причинно-следственной связи между действиями сотрудниками сервисного центра и повреждениями автомобиля. Претензию лучше направить заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Если вручить ее лично автомеханику или менеджеру, то можно столкнуться со случаями, когда документ будет утерян, в том числе умышленно. Срок ответа на претензию – 10 дней. Если исполнитель проигнорировал документ или ответил на претензию отрицательно, то понадобится подготовить исковое заявление, найти доказательства вины сервиса.
- Провести независимую оценку ущерба, экспертизу. Специалиста можно пригласить на возврат автомобиля из ремонта. Но при таких обстоятельствах эксперт осмотрит машину только на наличие внешних повреждений, так как сотрудники мастерской могут не позволить ему осматривать машину в пределах СТОА или вовсе отказываться взаимодействовать со специалистом извне. Тогда при приемке машины следует сделать подробные фотографии со всех ракурсов, снять видеозапись и только потом забирать машину, составив акт о повреждениях. Если повреждения существенны, то желательно автомобиль вообще не забирать, а оставить в мастерской до урегулирования спора. Но СТОА вправе предъявить требования оплаты за хранение машины.
- Стационарная экспертиза – она проводится уполномоченной организацией, в том числе в рамках судебного разбирательства. Эксперт подробно осмотрит машину, составит протокол, зафиксирует все повреждения транспортного средства, которые выявлены на момент получения авто из ремонта. Заказать экспертизу желательно сразу после обнаружения повреждений.
Если конфликт серьезный, то следует вызывать полицию. При наличии в СТОА видеонаблюдения сотрудники полиции вправе изъять запись и отследить действия сотрудников сервиса. Проблема заключается в том, что видео может быть актуальным несколько дней, и запись позже может быть утеряна.
Подача искового заявления за возмещение ущерба транспортному средству
Иск следует подавать по правилам ст. 131-135 ГПК РФ или ст. 126-128 АПК РФ, если истцом выступает юридическое лицо. В иске содержится вводная информация о суде, сторонах, третьих лицах. Обозначается цена иска, которая рассчитывается с учетом повреждений, а также затрат на экспертизу.
Иск подается по месту нахождения истца или ответчика, либо по месту исполнения договора, если конфликт рассматривается с использованием норм о защите прав потребителей.
Ответчик – автосервис должен доказать несостоятельность утверждений истца о причастности к повреждению автомобиля. Дополнительно в рамках защиты прав потребителей можно взыскать неустойку в размере 3% от суммы неисполненных требований и штраф в размере 50% от стоимости восстановления машины.
К исковому заявлению следует приложить следующие документы:
- Копию паспорта заявителя.
- Правоустанавливающие документы на машину.
- Документы из сервиса – заказ-наряд, приемопередаточный акт, квитанции об оплате ремонта.
- Административный акты, если до обращения в суд заявитель вызывал полицию, и было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
- Квитанцию об оплате государственной пошлины, рассчитывается с учетом цены иска.
Экземпляр иска с копиями документов должен рассылаться всем участникам дела. Срок рассмотрения дела обычно не занимает больше 3-4 месяцев, но при необходимости дополнительных доказательств, уважительной неявке сторон процесс может затягиваться.
Мы можем помочь!
Ниже часть выигранных дел с подтверждающими документами. Мы гарантированно поможем Вам в борьбе с нечестными страховщиками. Оплата только по факту и только при положительном исходе дела.
Нужна ли экспертиза для КАСКО
Если владелец полиса КАСКО обратился за возмещением, то оценка ущерба и осмотр машины будут произведены, так как подобный пункт присутствует в договорах добровольного страхования ответственности владельца ТС. Но независимой такую экспертизу назвать не получится, так как обычно эксперты работают в связке со страховщиком и не заинтересованы в большой выплате владельцу машины. Может понадобиться сторонняя независимая экспертиза, с привлечением оценщиков – особенно когда страховщик отказывается возмещать ущерб или платит мизер.
Покупка полиса КАСКО не означает, что выплата последует в безусловном порядке. Существует тенденция на занижение выплат, так как страховая премия – это основной доход любой организации, которая продает полисы. При наличии спорной ситуации желательно своевременно обращаться за помощью к юристу.