Содержание статьи (нажмите для быстрого перехода):
- Порядок действий при ДТП с рейсовым автобусом
- Обращение в страховую компанию за восстановительным ремонтом или выплатой
- Общие правила взыскания ущерба с собственника рейсового автобуса и страховой компании
ДТП с рейсовым автобусом должно оформляться в общем порядке с соблюдением предписаний Правил дорожного движения. Можно оформить аварию по европротоколу, но если пассажирский транспорт принадлежит муниципальному предприятию или коммерческой организации, то у водителей есть негласное предписание дожидаться сотрудников ГИБДД и отказываться оформлять происшествие в упрощенном порядке. Могут пострадать и пассажиры. Если травмы нанесены людям, которые находились в момент аварии в салоне автобуса, то полис ОСАГО виновника не компенсирует вред жизни и здоровью, так как ответственность перед пассажирами застрахована перевозчиком отдельно.
Пассажиры легкового автомобиля могут получить выплаты в пределах 500 тысяч рублей на каждого, если будет подтверждение вреда здоровью. Также восстановительный ремонт возможен за счет полиса ОСАГО автобуса, который должен оформляться в обязательном порядке.
Порядок действий при ДТП с рейсовым автобусом
Водителю легкового автомобиля или другого транспорта необходимо:
- Остановиться, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки.
- Вызвать сотрудников ГИБДД, можно оставить заявку на помощь через номер 112. Если пострадали люди, то нужно вызвать «скорую помощь».
- До приезда сотрудников ГИБДД нужно сфотографировать место ДТП с рейсовым автобусом, расположением разбитых деталей и фрагментов, возможно, поврежденных дорожных конструкций. Фото должны быть подробными, с привязкой к местности. Если есть возможность, то на фотографиях нужно запечатлеть характер и размер повреждений. При необходимости также можно выполнить видеосъемку с комментариями происшествия.
- После приезда сотрудников ГИБДД нужно оформить аварию – получить схему ДТП, с указанием расположения транспортных средств, дорожных знаков и разметки. Если есть вина водителя рейсового автобуса, то сотрудник ГИБДД должен инициировать административное расследование и возбудить дело – например, за превышение скорости, нарушение правил проезда нерегулируемого перекрестка и других пунктов ПДД. Также можно получить акт осмотра транспортного средства, с указанием возможного наличия скрытых повреждений.
- По возможности следует получить контакты свидетелей происшествия. Доказательством в дальнейшем судебном разбирательстве могут быть записи с видеорегистратора, камер видеонаблюдения. Их можно получить при помощи сотрудников ГИБДД, а также обратившись к свидетелям через социальные сети за помощью в поиске очевидцев происшествия.
Следует обязательно получить схему ДТП, копию справки об отказе в возбуждении административного дела, если нет вины водителя легкового автомобиля. Далее необходимо обратиться в страховую компанию виновника ДТП. У рейсового автобуса должен быть полис ОСАГО на общих основаниях.
Обращение в страховую компанию за восстановительным ремонтом или выплатой
Если у водителя рейсового автобуса есть действующий полис ОСАГО, то в течение пяти рабочих дней после ДТП необходимо обратиться в страховую компанию. Сделать это можно лично или через сайт СК, если ранее водитель автомобиля оформлял себе полис удаленно.
В страховую организацию нужно принести:
- Заявление на восстановительный ремонт или страховую выплату. Приоритет остается за восстановительным ремонтом, если повреждения рационально чинить. Если восстановление машины нецелесообразно, например, когда страховой компании невыгодно оплачивать новые запчасти и направлять автомобиль в сертифицированный дилерский центр, она может постараться убедить потерпевшего получить возмещение деньгами, в том числе существенно занижая выплату. Выбор остается за водителем взять деньги и чинить автомобиль самостоятельно или добиваться, чтобы страховая компания отремонтировала автомобиль в течение 30 дней после принятия его в партнерской СТОА. Также страховщики могут подписать с потерпевшим соглашение об урегулировании убытков, по которому выплачивается сумма, которую позже будет сложно оспорить. По такой сделке страховая компания тогда может заплатить минимум, а предъявить требования СК можно будет только в случае, если потерпевший докажет, что страховщики при осмотре машины намеренно скрыли скрытые повреждения и не учли их в акте осмотра. Для этого понадобится независимая автотехническая экспертиза. Экспертные мероприятия могут быть инициированы по результату осмотра машины техником СК, если собственник разбитого автомобиля не согласится с размером ущерба и подаст заявление о разногласиях.
- В течение 20 дней с момента получения документов страховая компания должна принять решение о выплате или восстановительном ремонте. Если документы собраны верно и полностью, а страховщик тянет с решением, то дополнительно можно потребовать взыскать неустойку в размере 1% от суммы страхового возмещения, за исключением сумм, которые компания выплатила ранее добровольно. Также неустойку можно потребовать, если страховая компания вовремя не починила машину. Размер штрафной санкции будет составлять 1% за каждый день просрочки, но не больше суммы страхового возмещения.
- Выплаты осуществляется в пределах 400 тысяч рублей за ущерб автомобилю и 500 тысяч рублей за возмещение вреда жизни и здоровью. Если указанных средств не хватило, то придется требовать деньги напрямую с собственника автобуса.
Страховой компании невыгодно идти на конфронтацию со страхователем, так как право собственника легкового автомобиля, который был разбит из-за столкновения с рейсовым автобусом, защищаются Законом 2300-1 о защите прав потребителей. Если страхователь обратится в суд и докажет реальную сумму ущерба, которую страховщик отказался возмещать, то дополнительно СК может заплатить штраф в размере 50% от невыплаченного страхового возмещения.
Конституционный Суд РФ и ВС РФ подтвердили право требовать возмещение вреда с собственника автомобиля даже если страховая компания выплатила максимально возможную сумму, которая меньше 400 тысяч рублей, так как ущерб авто рассчитывается с учетом Единой методики ЦБ РФ. Взыскать ущерб с собственника автомобиля можно без учета износа деталей, с расчетом, что машину отремонтируют с использованием новых автозапчастей, даже если после этого авто будет стоить дороже.
Мы можем помочь!
Ниже часть выигранных дел с подтверждающими документами. Мы гарантированно поможем Вам в борьбе с нечестными страховщиками. Оплата только по факту и только при положительном исходе дела.
Общие правила взыскания ущерба с собственника рейсового автобуса и страховой компании
Потерпевший не ограничен в праве выбора ответчика, которого он может указать в исковом заявлении. При оформлении иска не запрещено обозначить соответчиков. Позже на стадии подготовки дела к разбирательству суд определит надлежащего ответчика, при необходимости, привлечет к разбирательству третьих лиц. Если в деле участвует страховая компания, то ее интересы будет представлять филиал организации.
До подачи исковых требований против страховой компании необходимо пройти процедуру решения спора через финансового уполномоченного. Заявление можно подать через сайт организации, приложив отсканированные копии страхового дела. Дополнительную экспертизу проводить не нужно. В течение 15 дней после принятия документов финансовый уполномоченный принимает решение о полном или частичном удовлетворении требований заявителя или выносит мотивированный отказ. Решение вступает в силу в течение 10 дней с момента принятия. Подавать документы финансовому омбудсмену следует независимо от оспариваемой суммы страхового возмещения. Если заявитель не согласен с решением, то в течение 30 дней после вступления решения в силу он вправе подать иск непосредственно к страховой организации.
Если разбирательство ведется в рамках защиты прав потребителей, то подавать заявление можно по месту своего жительства, по месту исполнения договора или по адресу ответчика. При цене иска не выше 100 тысяч рублей заявление подается мировому судье, за исключением случаев о необходимости компенсации морального вреда (тогда придется обращаться в районный суд). Если цена иска больше, то заявление нужно подавать в районный суд.
Исковое заявление должно быть оформлено по правилам ст. 131-135 ГПК РФ. В нем присутствуют вводная, описательная и просительная части. Нужно указать наименование суда, сведения о сторонах, подробно изложить содержание спора. Также если подавалось заявление о разногласиях, о нем нужно указать в иске.
Копия решения финансового уполномоченного должна быть приобщена к иску. Если его не будет, то суд откажет принять исковое заявление к страховой компании. Оформление претензии необязательно, но ее желательно составить и направить заказным письмом с уведомлением о вручении до обращения к финансовому уполномоченному. Претензионный порядок также желателен, если потерпевший обращается с иском напрямую к собственнику автобуса – МУП по транспортному обслуживанию населения.
До подачи иска также желательно сделать независимую экспертизу ущерба. Выбирать компанию следует, только если сведения о ней есть в реестре Минюста России. О дате, месте и времени экспертизы нужно своевременно уведомить страховую компанию или другого ответчика. Сделать это нужно не позднее 10 дневного срока до выполнения исследовательских мероприятий.
Копию почтового отправления понадобится приложить к иску. Также понадобятся следующие документы:
- Сведения из ГИБДД о ДТП – копии актов, схема, документы из полиции, если пострадали люди, и было возбуждено уголовное дело, административные акты.
- Документы из страхового дела – копии заявления, ответы от страховой, копии акта осмотра ТС, соглашения об урегулировании убытков.
- Копии документов, которые подтверждают факт обращения к финансовому уполномоченному и получения решения.
- Копии претензий к страховой организации и собственнику рейсового автобуса и ответа на них.
- Заказ-наряд, копии отчета о независимой экспертизе автомобиля, письменное обоснование цены иска (расчеты- приложения).
- Медицинские документы, которые оформлялись для лечения и реабилитации потерпевших. Отдельные сведения из медицинских организаций могут быть запрошены судом напрямую из лечебных учреждений, если заявитель не может получить их самостоятельно. Так, медицинская карта является собственностью учреждения и на руки пациенту не выдается, а амбулаторные карты в электронном виде возможны не везде.
- Квитанцию об оплаты государственной пошлины, сведения о том, что ответчик получил один экземпляр иска и приложений.
Основная задача доказать наличия вины страховой компании или ответчика- собственника автобуса. Если ущерб будет установлен, для чего может понадобиться повторная независимая экспертиза, то ответчику придется заплатить, включая утрату товарной стоимости машины, если она не старше пяти лет (иномарка) и трех лет (отечественная машина).
Вероятность получить деньги через судебных приставов высокая, так как рейсовый автобус принадлежит юридическим лицам, которые платежеспособны. До начала претензионного и судебного разбирательства желательно заручиться помощью юриста, готового обеспечить защиту прав потерпевших.