Содержание статьи (нажмите для быстрого перехода):
- Порядок проведения независимой экспертизы автомобиля
- Методы оценки повреждений автомобиля
- Когда может потребоваться независимая экспертиза машины
- Порядок проведения независимой экспертизы
Если ущерб автомобилю не согласован с виновником ДТП или субъектом, который повредил транспортное средство из-за неосторожных или умышленных действий, то понадобится оценка ущерба. Ее проводят аттестованные эксперты – в зависимости от цели, для которых нужен такой документ. При спорах по ОСАГО или КАСКО экспертные мероприятия выполняет техник, с профильным образованием и (или) подготовкой. Он разбирается в устройстве автомобиля, выясняет причинно-следственную связь между действиями виновника аварии и последствиями для автомобиля. Заказчиком услуги будет собственник машины, его представитель или другое заинтересованное лицо, включая ответчика.
ФЗ «Об ОСАГО», законодательство о защите прав потребителей, ГК РФ предоставляют возможность получить восстановительный ремонт согласно единой методике расчета повреждений. При появлении у страховых организаций приоритетного права на предоставление восстановительного ремонта машины возможны злоупотребления. Они предусматривают неполный ремонт, замену новых деталей дешевыми аналогами, повреждения машины уже на станции технического обслуживания.
Порядок проведения независимой экспертизы автомобиля
Условно экспертизу можно разделить на этапы:
- Цели и задачи. Заказчик услуги определяет время, выбирает экспертную организацию. Цель – представление доказательств реального ущерба автомобилю – на досудебной или судебной стадии защиты прав и требования возмещения ущерба транспортному средству. Задача – добиться точного и обоснованного размера ущерба – повреждения каждого узла и агрегата, кузова, лакокрасочного покрытия. В сумму ущерба входит стоимость покупки запчастей, нормо-часы работы по восстановительному ремонту. Отдельно может быть рассчитана утрата товарной стоимости машины, для иномарки, если она не старше пяти лет, для отечественного автомобиля – не более трех лет.
- Поиск исполнителя. Можно ориентироваться на отзывы или выбрать компанию по рекомендации знакомых. К рекламе и многообещающим лозунгам, что эксперт напишет все нужное для заказчика, следует относиться осторожно. Необъективная экспертиза – вероятность отклонения ее результатов судом в качестве допустимого доказательства.
- Оплата работы и получение отчета – в бумажном и (или) электронном виде, подписанного с использованием электронной цифровой подписи исполнителя.
Если у виновного гражданина или компании-собственника автомобиля есть полис ОСАГО, то независимую экспертизу нужно проводить только после того как техник страховой компании осмотрит машину, заполнит акт о выявленных повреждениях.
При несогласии собственника машины с суммой ущерба и объемом восстановительных работ страховая компания проводит экспертизу за свой счет. Если ее результаты также не устроили потерпевшего, то он вправе провести самостоятельную экспертизу с заблаговременным уведомлением представителя страховой организации, виновника ДТП и других заинтересованных сторон.
Экспертные мероприятия начинаются с предоставления заказчику подробной консультации. Необходимы документы на автомобиль, а также копии документов, которые заказчик предоставил страховой компании. Если при взаимодействии с СК получены ответы, письма, акты об оценке, то копии таких сведений также могут быть запрошены экспертом.
Методы оценки повреждений автомобиля
Они следующие:
- Стоимостный: принимается во внимание рыночная цена при выпуске автомобиля. Эксперт проводит оценку узлов, агрегатов, рассчитывает, сколько понадобится запасных частей и вспомогательных расходных материалов для восстановления машины. Выборка предложений и цен производится из баз данных РСА, площадок объявлений, электронных магазинов по продаже автозапчастей.
- Сравнительный: эксперт-техник исследует соответствие рыночной цены машины реальным предложением. Также проводится параллельное изучение стартовых предложений автомобилей с нулевым пробегом, рассчитывается объем амортизации транспортного средства.
- Рыночная выборка: учитывается цена автомобиля на момент производства и последующего использования. Эксперт выясняет, какая будет стоимость ремонта или замены двигателей, подборки оригинальных или аналоговых запасных частей, какой продолжительности и стоимости будут другие восстановительные работы.
Методы используются в совокупности. Стоимость рассчитывается с учетом марки, модели автомобиля, года выпуска, реального пробега и срока эксплуатации.
Экспертизой или оценкой может заниматься специалист с юридическим, экономическим образованием, который прошел дополнительную подготовку. Изучается потребность в автомобилях и запчастях на дату заказа отчета, спрос целевой аудитории на транспортные средства за каждый квартал, динамика цен. Имеет значение и информация от производителя машины, комплектность и комплексность запасных частей, частота их замены.
Согласно ГПК РФ и Закону об экспертной деятельности предусмотрены экспертизы, когда специалист работает один или при помощи техника, либо экспертные мероприятия, где необходимо участие нескольких лиц. Выделяют:
- комиссионную экспертизу – повреждения автомобиля выявляют несколько лиц. В отчете ставит подпись каждый специалист. Такой вид экспертной работы необходим на процессуальной стадии, может быть инициирован одной из сторон или судьей.
- комплексную экспертизу – в ней участвуют несколько специалистов разного профиля. Каждый из них действует в своем сегменте. Такая экспертиза может потребоваться из-за специфики ДТП – автомобиль полностью сгорел, пострадал в результате умышленных действий, которые могут образовать состав преступления. В работе участвуют мотористы, кузовщики, эксперты-трасологи, баллистики, автомеханики. Каждый эксперт отвечает за отдельный сектор заключения.
- повторную – когда результаты, указанные в отчете, оспорены в суде, поставлена под сомнение их достоверность. Проводить независимую экспертизу заново понадобится, если ее выполнила неуполномоченная организация, без разрешительных документов.
Действовать необходимо только после того как техник страховой компании осмотрит машину. Страховщик должен провести экспертизу самостоятельно, когда владелец машины сомневается в правильности и достоверности расчетов.
У страховой организации иногда есть цель – потратить на возмещение меньше, получить от страхователя больше. Она будет стараться занизить калькуляцию, выполнять ремонт с использованием не оригинальных и даже бывших в использовании и восстановленных запчастей. Проводить экспертизу нужно, если страховщик выполнил экспертизу сам и ее результаты не устроили собственника машины.
Страховая компания должна принять документы по ДТП и принять решение о восстановительном ремонте или выплате. Обратиться к страховщику с документами нужно быстрее, желательно в течение пяти дней с момента ДТП. Пропуск срока без уважительной причины может стать законным основанием для отказа в страховом возмещении. Тогда экспертиза как доказательство может быть не принята судом в расчет. Обратиться документами к страховщику можно лично или через представителя. Также у страховых организаций есть электронные приложения, через которые можно направить фотографии ДТП, справку из ГИБДД (протокол об административном нарушении). На практике большинство страховых случаев рассматриваются в явочном порядке, так как программы могут работать некорректно.
У страховой компании есть 20 дней на то, чтобы осмотреть машину, зафиксировать повреждения, принять решение о восстановительном ремонте и выдать направление на станцию технического обслуживания. Если экспертиза состоялась и собственник машины согласен с ее выводами, то СТОА должна починить автомобиль в течение 30 дней с момента приема. Продление сроков возможно только с письменного согласия страхователя.
Согласно Закону об ОСАГО страховщик должен починит машину с использованием только новых запчастей. Нужно внимательно следить за содержанием документов, так как страховщик может предусмотрительно включить в направление пункт о том, что собственник машины согласен на неограниченное продление сроков восстановления машины и ремонт восстановленным запчастями. Если содержание такого пункта выявлено, то нужно настаивать на выдачу нового направления, либо не подписывать соглашение на продление сроков.
Мы можем помочь!
Ниже часть выигранных дел с подтверждающими документами. Мы гарантированно поможем Вам в борьбе с нечестными страховщиками. Оплата только по факту и только при положительном исходе дела.
Когда может потребоваться независимая экспертиза машины
Основная причина заказа услуги – когда собственник машины подозревает страховую компанию в занижении сметы восстановительного ремонта или выплат. Страховщик может настаивать на том, что авто не подлежит ремонту и собственнику положена выплата за вычетом годных остатков. Это актуально, если машина старая и повреждения существенные, что может быть невыгодным и займет много времени и денег на ремонт.
Также страховая фирма может рассчитать максимально возможное возмещение в рамках ОСАГО и меньше 400 тысяч рублей с использованием Единой методики ЦБ РФ. Тогда выплата или ремонт могут не помочь полностью восстановить автомобиль в прежнее состояние, и собственнику придется доказывать, что повреждения существенные и потребует больше денег для покупки запчастей и ремонта.
Можно привлечь к разбирательству непосредственно виновника ДТП, который должен возместить вред, в части, не покрытой полисом ОСАГО. Для этого дополнительно понадобится оформить претензию и обратиться с исковым заявлением в суд. Также иск можно подать и против страховой компании. Тогда провести независимую экспертизу понадобится в следующих случаях:
- если страховщик отремонтировал автомобиль не полностью, завысил смету работ, но реально потратился меньше, и у машины сохранились недостатки, которые причинены ДТП, признанным страховым случаем;
- когда после ДТП и приемки машины, либо до нее, установлено, что ремонт выполнен с существенным недостатками, и страховщик отказывается их устранять. Ответчиком по таким делам будет страховая компания. К разбирательству также может быть привлечена СТОА;
- если техническое состояние машины восстановлено, но выявлены существенные недостатки в лакокрасочном покрытии – зазоры, избыточный слой шпаклевки, герметика, в том числе там, где таких материалов не должно быть;
- когда между СТОА и страховой есть разногласия по поводу сметы ремонта и восстановление машины затягивается. Страховая компания может выдать направление на ремонт, но на месте специалисты СТО отказываются принимать машину, настаивают на подписании договора хранения либо требуют дополнительную оплату. Если все сроки ремонта пропущены, то можно провести самостоятельную экспертизу и подавать на страховую фирму в суд.
- когда ремонт выполнен не по техническому регламенту либо установлено, что машину починили с использованием бывших в употреблении запчастей.
Собственник машины вправе согласиться на доплату, но требовать ее страховая компания и СТОА не могут. Если повреждения серьезные, то страховая компания может отказать в ремонте и предложить возмещение. При наличии такого конфликта независимая экспертиза поможет установить точную смету работ и определить, подлежит ли машина восстановлению.
После приемки автомобиля доказать наличие не устраненных повреждений будет сложнее. Принимать автомобиль желательно в присутствии независимого техника. Сотрудники СТОА могут специально не допустить такого специалиста на осмотр. Это незаконно, но практикуется. Если принимать авто самостоятельно, то следует:
- Сфотографировать машину, проверить отсутствие свежих повреждений.
- Завести автомобиль, убедиться в исправности двигателя, проверить работу электрики и тормозов.
- Убедиться в наличии в машины неотделимых улучшений, что их не украли – если они остались на момент сдачи транспортного средства в ремонт – магнитолы, кожаных чехлов, бортового компьютера.
Если выявлены визуальные недостатки, то можно не принимать автомобиль и потребовать устранить их. Помогает и вызов полиции. Сотрудники оформят протокол, зафиксируют обстоятельства происшествия (на такое следует идти при обострении конфликтной ситуации). Рекомендуется забрать автомобиль, но в акте приема указать выявленные недостатки и обозначить, что собственник автомобиля не разбирается в устройстве транспортного средства. Копию акта передачи автомобиля нужно оставить у себя. В дальнейшем это поможет при проведении независимой экспертизы и в суде, будет одним из приемлемых доказательств.
Порядок проведения независимой экспертизы
После выбора компании, где будет выполняться работа, необходимо уведомить заказными письмами с уведомлением о вручении представителя страховой компании, виновника ДТП. Сделать это нужно не позднее пяти дней до проведения мероприятия. Если страховая компания или виновник ДТП находятся (зарегистрированы) в другом регионе, то уведомить их необходимо за 10 дней до проведения экспертизы. Специалисты фотографируют машину, исследует правоустанавливающую и административную документацию. Далее:
- Автомобиль необходимо предоставить в чистом виде, осмотр машины проводится в светлое время суток или при достаточном искусственном освещении.
- Эксперт изучает состояние машины, исследует узлы и агрегаты транспортного средства. Если экспертиза инициируется при судебном разбирательстве, то специалист должен ответить на поставленные сторонами и судом вопросы – о сохранности машины после ДТП, была ли замена деталей, состояние транспортного средства на момент окончания ремонта и приемки авто. Также проверяется состояние моторного масла, тормозной жидкости, дисков и шин.
- Заполняется протокол, выполняется отчет о выполненной работе. Эксперт указывает состояние автомобиля, проводит расчет восстановительного ремонта, стоимости автозапчастей. Важно обозначить в документе доказательственную (ссылочную) базу – источники, с опорой на которые выполнялось исследование.
Эксперт работает независимо и проводит оценку состояние автомобиля и ущерба после ДТП с учетом реальных повреждений и достоверной стоимости ремонта. Не рекомендуется просить специалиста включить в документ неверные расчеты, завышенные данные, «раздутую» смету ремонта. Позже страховщик или виновник ДТП сможет оспорить такие сомнительные выводы в суде. Даже если в отчете будет указано о том, что ущерб машине существен и страховая компания выполнила ремонт с занижением сметы – это не дает гарантии того, что ответчик признает результаты экспертизы и согласится платить. С большой вероятностью события будут развиваться так, что понадобится обратиться в суд.
На судебной стадии рассмотрения спора со страховой компанией ответчик может ходатайствовать о повторной экспертизе. Расходы на нее присуждается стороне, которая выиграет спор. Необходимо учитывать процессуальную сложность работы, время экспертизы включается в общие сроки. На момент ее выполнения производство по делу приостанавливается.
Отчет о проведенной экспертизе будет одним из доказательств в суде. Подавать исковое заявление следует, когда страховая компания и (или) виновник ДТП отказались возмещать ущерб, отремонтировать машину надлежащим способом. Исковое заявление необходимо подать с учетом положений ст. 131-135 ГПК РФ. В документе указываются вводная, описательная и просительная части. Содержание отчета можно с корректировкой продублировать в иске, ссылаясь на расчеты эксперта. Нужно доказать, что ремонт автомобиля выполнен с нарушениями или страховая компания недоплатила. Стороны вправе просить суд вызвать эксперта для дачи показаний. Результаты экспертизы – убедительное доказательство, но оно не имеет для суда заранее предусмотренную силу.
Все материалы дела исследуются в совокупности, но качественно выполненная экспертиза увеличивает шанс на положительный исход дела. Исковое заявление подается в районный суд по месту нахождения страховой компании или ответчика. При цене иска не больше 50 тысяч рублей документы можно подать мировому судье. Если в ходе иска рассматриваются отношения по защите прав потребителей, то заявление, отчет об экспертизе можно предоставить по месту жительства истца. При подготовке отчета об экспертизе и подаче иска, для судебного представительства желательно заручиться помощью юриста.